Сми о нас

Российские кольцевые гонки имеют богатую историю, но и проблем всегда было много. А главное, регулярно создавалось впечатление, что российское кольцо на последнем издыхании и вот-вот умрет. Участников было мало, регламент — несовершенный, спонсоров — кот наплакал, и главное — смотреть было неинтересно, результат, как правило, был предсказуем.

Но за последние годы начали происходить изменения. Появился генеральный промоутер в лице СМП Рейсинг, прибавилось участников, появилась конкуренция. И что важно, к отечественным кольцевым гонкам вновь стал зарождаться интерес. 5 этап сезона на Moscow Raceway, показал что автоспорт может быть интересен и непредсказуем — ведь за эти 5 этапов лидер в старшем классе «Туринг» менялся уже неоднократно! Да и автомобили здесь быстрые, красивые и с хорошим звуком. В общем — настоящее зрелище.

Этап на Moscow Raceway каждый год становится неким концентратом всего происходящего в РСКГ. Сюда съезжаются все, кто имеет отношение к автоспорту либо же просто увлекается им: представители партнеров, спонсоры, фотографы и журналисты, друзья и знакомые участников, да и обычные зрители. Это совершенно естественная ситуация: в каждой серии всегда есть один из этапов, имеющий «представительское» значение. Но в этом году помимо гостей соревнования появились и новые лица в среде гонщиков: для многих это отличный шанс «выкатить» машину, вспомнить, на что способен, и попробовать найти финансовую поддержку.

Самым удивительным стало большое количество пилотов, заявившихся в класс «Туринг» (старший класс серии), выступающих на автомобилях, подготовленных по европейским требованиям TCR: 22 участника!

TCR Russia

Автомобили класса TCR — это специально подготовленные переднеприводные автомобили мощностью порядка 330-350 л.с. В этом году в «Туринге» едет пять марок: Audi RS3 LMS, Volkswagen Golf 7 GTi TCR, SEAT Leon III TCR, LADA Vesta TCR и новичок в классе — Honda Civic Type R FK8, которая дебютировала на предыдущем этапе в Казани. Но есть между ними и другое различие, а именно – коробка передач. Часть машин оборудована секвентальной, а часть — стандартной DSG. Но все эти различия уравниваются техническим регламентом, в котором с помощью весовых гандикапов решаются (с точки зрения FIA) скоростные и прочие различия между автомобилями.

Интересно, что на каждом этапе присутствует технический делегат FIA (Международной автомобильной федерации), который наблюдает за соблюдением технических требований и принимает решения по довешиванию после каждой гонки. Собственно, по словам Олега Петрикова, руководителя серии СМП РСКГ, организаторы лишь ретранслируют участникам решения FIA, не участвуя в их принятии, а на сайте серии TCR публикуются российские результаты, так что я никому не открою Америку, сказав, что по сути класс «Туринг» в РСКГ — это TCR Russia.

Но именно благодаря грамотному техническому регламенту и системе весовых гандикапов «Туринг» в этом году интересно смотреть. Разный дополнительный вес получают все пилоты, финишировавшие на подиуме, но помимо этого довесы получают и лидирующие бренды. Колебания веса приводят к постоянной смене лидера в классе. В отличие от прошлого года, когда победитель определился уже в первой половине сезона, даже сейчас сложно предсказать финальный результат, хотя отрыв Дмитрия Брагина от соперников на данный момент составляет почти 40 очков. А вот далее и того сложнее: разница между вторым-пятым местами всего шесть очков! И многое изменилось именно на этапе в Москве.

Битва за очки

До гонки на Moscow Raceway расклад сил был такой: возглавлял личный зачет действующий чемпион, пилот команды TAIF Motorsport Дмитрий Брагин. Последние два этапа второй пилот команды Марат Шарапов не выступает, так что вместе с Дмитрием в командном зачете цвета команды защищает другой пилот — Тимур Шигабутдинов . Вторую позицию удерживал Кирилл Ладыгин (Lada Sport Rosneft), но неудачное выступление в обеих гонках пятого этапа отбросили известного гонщика на четвертое место. Его сокомандники Владимир Шешенин и Михаил Грачев также показали не слишком высокие результаты, и теперь тольяттинская команда уступила свое первое место в командном зачете.

Руководитель команды Владислав Незванкин результатами был, мягко говоря, недоволен, однако считает, что причина тому лежит в техническом регламенте TCR:

— Все наши затруднения связаны с Balance of Performance, — рассказал Владислав Незванкин. — В классе «Туринг» Lada Vesta — самая тяжелая машина из омологированных под серию. Если идти от базового веса, мы весим на 30 кг больше, чем другие автомобили. И этим мы очень недовольны — ведь Vesta изначально находится в неравных условиях. К тому же у нас еще и клиренс у машины выше на 20 мм, чем у остальных. А на такой трассе, как MRW, именно аэродинамика очень важна. Но мы не отчаиваемся, а надеемся, что все-таки что-то изменится, и к следующему сезону машины будут уравнены. Я считаю, что промоутер серии и РАФ должны как-то решить этот вопрос. Ведь мы все же проводим здесь чемпионат России, а не этап TCR.

В отличие от команды Lada Sport Rosneft, удача улыбнулась команде Lukoil Racing Team — и то только в воскресной гонке благодаря реверсивному старту, когда две красно-белые Audi Алексея Дудукало и Ивана Лукашевича заняли первую линию стартовой решетки. И удачи своей они не упустили, завершив гонку победным дублем. Благодаря этому Иван Лукашевич сразу взлетел с четвертого места на второе, оттеснив вниз Кирилла Ладыгина.

А на третье место с отставанием в три очка поднялся Алексей Дудукало. Это сразу вывело Lukoil Racing Team в лидеры командного зачета, да и третий пилот команды, Андрей Масленников, регулярно приносит команде очки, и его вклад тоже значит очень многое, несмотря на то, что за гоночную команду Lukoil он выступает всего второй этап.

Интересное дело: молодой и очень талантливый пилот Клим Гаврилов после третьего этапа решил сменить команду и вышел из состава Lukoil Racing Team. Теперь он выступает за питерский коллектив Carville Racing и занимает в личном зачете пятое место. А вот вместо него Евгений Малиновский пригласил в команду Андрея Масленникова и очень им доволен. Андрей сел за руль Seat Leon III с коробкой DSG, которая во многом проигрывает секвентальным коробкам (как по весу, так и по скорости реакций), и все равно у него получается бороться с более сильными соперниками. Оба этапа в классе «Туринг» он приезжает в очках, а параллельно с этим продолжает выступать и в классе «Туринг-лайт», где на данный момент занимает второе место.

Евгений Малиновский о пятом этапе СМП РСКГ и пилотах Lukoil Racing Team

Евгений Малиновский, руководитель команды Lukoil racing Team, после гонки проанализировал прошедшие события и работу пилотов команды.

— Я доволен гонкой с точки зрения результата, но недоволен с точки зрения техники и ее настроек. Скорее всего, мы ошибались с настройками весь этот уикенд, так как это доказывает скорость Брагина, чья машина была тяжелее, чем у нас. Машины ехали хуже ожидаемого, мы не могли найти скорость, которая у нас здесь раньше всегда была, и в основном это связано с избыточной поворачиваемостью машины, которая, как показала практика, в течение гонки должна уходить, а она остается. Так что будем работать над настройками. Следующий этап — в Сочи, там совсем другая трасса, и нам будет тяжело бороться с тем же Брагиным, хотя весовой гандикап у него сохранится.

Я также доволен нашими пилотами. Андрей Масленников в команде недавно, машина у него прошлогодней версии, и то, что он боролся на равных с другими более быстрыми пилотами, очень важный показатель.

Что касается Алексея Дудукало, ему в этом году сильно не везет: было несколько аварий, в которых он не виноват, незаслуженные, как я считаю, штрафы, а авария в первой гонке на этапе в Нижнем Новгороде не позволила ему продолжить полноценную борьбу и на следующий день. Но несмотря на невезение он старается подняться вверх, это непросто, и мы ему стараемся помочь.

Иван Лукашевич пришел к нам в этом сезоне после участия в серии «Митджет», и мы с ним оба понимали, что ему будет непросто. Во-первых, он пересел на передний привод, во-вторых, здесь очень серьезная конкуренция, и в-третьих, очень хитрая система весовых гандикапов — машина в целом может отличаться примерно на 100 кг, и адаптироваться ко всему этому довольно сложно.

Но мы работаем и заслужили победу в этой гонке. Сейчас не повезло Lada, когда-то не везло нам.

Но, честно говоря, меня сейчас беспокоит и еще один момент — это расходы, которые начинают нести команды на тестах. В РСКГ появилось довольно много богатых команд, и спонсорам, наверное, придется как-то поднапрячься, потому что тестовая работа подразумевает использование большого количества дополнительного оборудования, специалистов, шин. И когда я сравнил на тестах позиции наши и у других команд, понял, что мы выглядим далеко не самыми богатыми…

Например, количество комплектов шин на тестах — свежие шины дают большое преимущество, потому что настраивать машину на старой шине бесполезно. Мы специально следили за тем, что и как происходит на тестах у других команд, и понимаем, что нам нужно подтягиваться. Будем стараться.

Тише едешь — дальше будешь

Говоря о классе «Туринг», надо понимать, что в нем выступает и довольно большое количество непрофессиональных команд и пилотов. Причем в слово «непрофессиональный» я в данном случае вкладываю тот смысл, что деньги на жизнь они зарабатывают в бизнесе, а автоспорт для них просто любимое дело. Ибо уровень их навыков часто не уступает уровню профессиональных пилотов.

Среди них — Антон Бадоев, Ирек Миннахметов, Лев Толкачев, Михаил Степанов и другие. Но наиболее удачно этот сезон складывается для Романа Голикова, выступающего за команду УГМК «Моторспорт» и занимающего на данный момент первое место в «Трофее» СМП РСКГ — специальном зачете для пилотов «без выдающихся заслуг» (т. е. без побед по итогам сезона).

Роман начал выступления в этом году с совершенно однозначной победы на первом этапе в Грозном, затем был еще бронзовый подиум и, как следствие, хороший задел по очкам. При этом VW Golf DSG, на котором он выступает, в некоторых аспектах уступает автомобилям на секвентальной коробке, и Роману приходится мыслить стратегически, чтобы набрать на каждом этапе максимальное количество очков.

В субботней гонке он финишировал пятым, в воскресенье — шестым, и это при том, что УГМК «Моторспорт» — небольшая частная команда, которая не может конкурировать с такими монстрами, как Lada Sport Rosneft или Lukoil Racing Team. Тем не менее впереди него пилоты только этих команд плюс Клим Гаврилов, о котором мы рассказывали выше. Так что талант плюс желание плюс умение — как пилота, так и команды, без которой никуда, как говорится, «города берут».

Еще перед этапом Роман рассказал про нюансы предстоящей гонки и, как видно, не ошибся.

— Мне нравится автодром Moscow Raceway, это трек со сложной конфигурацией, которая подходит больше кузовам нежели формулам, — поделился Роман Голиков. — Интересных мест много: это и первый скоростной поворот, и петля AMG, и слепой левый поворот в горку после нее, и техничная дальняя связка поворотов. Пожалуй, именно эта связка и подходит нашей машине больше всего, так как здесь много поворотов и перекладок, где мы сможем отыгрывать время, а на скоростных участках преимущество будет, конечно, у автомобилей с секвентальной коробкой.

Что же касается резины, то MRW позволяет ее экономить, т. к. асфальт здесь не слишком абразивный и нет такой прогрессии в деградации, как, например, в Смоленске или в Казани в этом году, где по жаре шины совсем быстро уходили.

И конечно, я буду бороться на максимуме, вынуждать ошибаться своих соперников, искать сотые и десятые секунд на любом отрезке трассы, чтобы набрать максимум очков на этапе и всем чемпионате в целом!

В итоге — 21 очко на этапе и шестая позиция в классе «Туринг», а также серебро и золото в «Трофее» СМП РСКГ, где Роман теперь лидирует с отрывом в 32 очка от ближайшего соперника Антона Бадоева.

Роман проповедует разумный подход к любой гонке, который складывается из оправданного риска, отсутствия необходимости обороняться в ущерб состоянию резины и стабильности результатов. От третьего места в классе его отделяет всего 13 очков, так что вероятность оказаться на подиуме по итогам сезона у него все еще велика. Тише едешь — дальше будешь?

«Супер-продакшн», «Туринг-лайт» и «Национальный»

В отличие от «Туринга», в классе «Супер-продакшн» совсем не так многолюдно и гораздо более предсказуемо. На старт первой гонки вышло девять автомобилей, второй — только шесть. Из автомобилей здесь между собой соревнуются преимущественно Lada (Vesta и Granta) и Honda Civic. Эту компанию разбавил VW Scirocco, который и едет неважно, и стоит в обслуживании дорого.

Сейчас, уже за два этапа до окончания сезона, определился победитель в командном зачете — это команда Lada Sport Rosneft, ее пилоты Михаил Митяев и Владислав Незванкин набрали столько очков, что опередить их уже невозможно. Да и в личном зачете Михаил Митяев с 235 очками (отрыв более 60 очков от второго места Владислава Незванкина) фактически обеспечил себе Кубок России. Но мне хотелось бы отдельно отметить Дмитрия Добровольского, который несмотря на свою глобальную занятость руководством серией RDS вышел на старт и сразу занял второе место по итогам этапа, поднявшись сначала на третью ступеньку подиума, а затем и вовсе завоевав серебро.

Хороший результат показал и Евгений Мейтес (команда со сложным названием «Автопродукт Матч ТВ GTE RT») на Lada Granta, взяв бронзовую награду во второй гонке. У Евгения был долгий перерыв в автоспорте и непростое возвращение, но я надеюсь, что оно наконец полностью состоялось, потому что от этого спортсмена можно ждать красивого автоспорта и высоких результатов.

В «Туринг-лайте» Игорь Самсонов, выступающий в личном зачете на VW Polo V, несмотря на неудачное выступление во второй гонке, все равно пока остается лидером класса, но его отрыв от Андрея Масленникова на Ford Fiesta существенно сократился — до 13 очков. Так что на оставшихся этапах борьба между этими двумя спортсменами обострится.

Первое место тут занимает команда «Подмосковье Моторспорт», а вот команде Carville Racing, хоть она пока только вторая, можно позавидовать: таких преданных и веселых болельщиков мало где найдешь!

В классе «Национальный» лидировавший в личном зачете после первой гонки пилот команды «Академия ралли» Глеб Кузнецов (VW Polo Sedan) не смог завершить вторую гонку и уступил позиции Павлу Кальмановичу (AG Team, Hyundai Solaris) и Игорь Львову (Redmond Drive, Kia Rio). Вторым по итогам этапа стал Андрей Петухов (Lada Sport Rosneft).

А вот Ефим Гантмахер, выступавший в «Национальном», с этого этапа выступает в старшем классе «Туринг», поменяв Lada Kalina на Seat Leon.

По словам Ефима Гантмахера, в «”Туринге” оказалось все очень похоже, но существенная разница чувствуется в весе, мощности и зацепе. Одна из основных специфик машин класса «Туринг» — необходимость очень бережно работать с покрышками. Любая ошибка с шинами моментально сказывается на результате». Тем не менее, уже на первом этапе Ефим сумел набрать несколько очков.

В командном зачете лучшей в очередной раз стала команда из Казани AG Team.

Вообще ситуация в классе «Национальный», самом массовом и зрелищном во всей серии, кажется, пошла на спад. Количество автомобилей уменьшается с каждым этапом, и на Moscow Raceway приехало всего 23 участника (сравните с 22 в «Туринге»).

Еще один довольно печальный, но закономерный момент — абсолютный минимум отечественных автомобилей в классе. Речь идет о продукции «АвтоВАЗа».

«Ситуация здесь непростая, — прокомментировал Владислав Незванкин. — К сожалению, сейчас в классе принимает участие только одна Lada Granta Андрея Петухова. Остальные — иностранные автомобили российского производства. Но мы все же будем бороться за достойное присутствие Lada в “Национальном”. Надеюсь, мы сможем предложить интересные решения».

Юниоры

Во время прошедшего гоночного уикенда состоялось еще два зачета, в которых принимали участие совсем молодые спортсмены.

Один из них проходил в рамках СМП РСКГ — это первенство «Национальный Юниор», второй выступал в роли гонки поддержки — это молодежный чемпионат северо-европейской зоны SMP Formula 4.

В «Национальном Юниоре» юная звезда Ирина Сидоркова, крепко сохраняющая лидерство по итогам сезона, ни разу не смогла подняться на подиум, тем не менее набрала нужные очки. В первой гонке победу одержал Петр Плотников, а во второй — Сергей Малов. Ну а 11 юных пилотов на стартовой решетке — это хороший показатель, ждем подрастающую смену.

В SMP F4 для российских спортсменов ситуация более сложная: здесь лидерство в серии прочно удерживает швед Исак Бломквист, второй — финн Конста Лаппалайнен, Михаил Белов — лишь третий с отставанием в 28 очков от первого места.

Однако оба зачета — как кузовной, так и формульный — отличает одно важное качество: борьба до последнего поворота и красивое зрелищное соперничество. А на автодроме, в атмосфере гоночных звуков и запахов, от этого зрелища и вовсе сложно оторваться. Так что при возможности — приезжайте на автодромы, смотрите гонки вживую! Тем более что и организаторы, и команды стараются, чтобы и помимо гонок было весело!

 

Источник: На линии